|
Система зажигания автомобилей ВАЗ-2108, -09.
Бесконтактная система зажигания, применяемая на автомобилях ВАЗ-2108,
-2109, состоит из следующих узлов: датчика-распределителя зажигания,
коммутатора, свечей зажигания, катушки зажигания, выключателя зажигания и
проводов высокого напряжения.
Датчик-распределитель зажигания системы зажигания автомобилей ВАЗ-2108, -09. Применяется типа 40 3706 на двигателях 2108
и 21083 или 40.3706-10 на двигателях 21081 и служит для выдачи управляющих
импульсов низкого напряжения на коммутатор и для распределения импульсов
высокого напряжения по свечам зажигания. Эти датчики-распределители - четырехискровые с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания
и с бесконтактным микроэлектронным датчиком управляющих импульсов. Они
отличаются только характеристиками вакуумного и центробежного регуляторов
опережения зажигания.
Система зажигания автомобилей ВАЗ-2108, -09
Полный
размер с подписями.
Датчик-распределитель зажигания установлен на корпусе вспомогательных
агрегатов и приводится во вращение непосредственно от заднего конца
распределительного вала через муфту 16. Валик вращается в двух
металлокерамических втулках 17 и 25. Втулка 17 смазывается маслом из системы
смазки двигателя, а втулка 25 окружена войлочным кольцом 26, пропитанным
маслом, которого достаточно на весь срок службы. На валике расположены
детали центробежного регулятора опережения зажигания: ведущая пластина 12 с
грузиками 11 и ведомая пластина 10. Ведущая пластина закреплена на валике, а
ведомая -вместе с экраном 9 составляет одно целое с втулкой, надетой на
валик. Втулка в небольших пределах может поворачиваться на валике.
Бесконтактный датчик 22 закреплен на пластине 8 и действует на основе
эффекта Холла, который заключается в возникновении поперечного
электрического поля в пластинке полупроводника с током пои действии на нее
магнитного поля. Датчик состоит из полупроводниковой пластинки с
интегральной микросхемой 55 и по-' стоянного магнита 54 с магнитопроводом.
Между пластинкой и магнитом имеется зазор, в котором находится стальной
экран 9 с четырьмя прорезями.
Когда через зазор датчика проходит тело экрана (см. рисунок), то магнитные
силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Поэтому
разность потенциалов в пластинке не возникает. Если же в зазоре находится
прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действует магнитное поле и с
нее снимается разность потенциалов.
Интегральная микросхема, встроенная в датчик, преобразует разность
потенциалов, возникающую на пластинке, в импульсы напряжения отрицательной
полярности. Таким образом, когда тело экрана находится в зазоре датчика, то
на его выходе имеется напряжение U 4max 0, примерно на 3 В меньше напряжения
питания. Если же через зазор датчика проходит прорезь экрана, то напряжение
U 4min 0 на выходе датчика близко к нулю (не более 0,4 В).
Коммутатор. Электронный коммутатор 49 служит для прерывания тока в первичной
цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться
взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, BAT10.2,
RT1903 или PZE4020. Для прерывания тока служит специальный мощный
высоковольтный транзистор.
В схеме коммутатора имеется устройство для автоматического регулирования
периода t 4н 0 накопления тока I 41 0 в катушке зажигания в зависимости от
частоты вращения коленчатого вала. Величина импульсов тока I 41 0 составляет
8-9 А. Кроме того, предусмотрено автоматическое отключение тока через
катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Через
2-5 с после остановки двигателя выходной транзистор запирается, не создавая
при этом искры на свечах зажигания.
Свечи зажигания применяются отечественные типа А-17ДВ-10 или FE65R
производства Словении, или им подобные. Эти свечи имеют встроенный
помехоподави-тельный резистор величиной 4-10 кОм. Конструкция свечей
традиционная. Зазор между электродами свечи составляет 0,7-0,8 мм.
Выключатель зажигания закреплен на кронштейне вала рулевого управления и
применяется совместно с реле зажигания типа 113.3747-10, которое крепится
под панелью приборов. Выключатель имеет блокировку против повторного
включения стартера на работающем двигателе и противоугонное устройство.
Принцип действия этого устройства заключается в том, что после вынимания
ключа в положении III (Стоянка), из корпуса выдвигается запорный стержень,
входит в паз на валу руля и блокирует его.
Катушка зажигания типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом,
герметизированная, маслонаполнен-ная. Она предназначена для преобразования
тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (20-25 кВ) для
пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Представляет
собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 43 и вторичной 42.
Работа системы зажигания
Также рекомендуем:
Установка момента зажигания
|